В прошедшем 1 марта совместном заседании комиссии Общественной палаты ЯО по патриотическому воспитанию, делам ветеранов и молодёжной политике и Координационного совета при губернаторе области по делам ветеранов войны и боевых действий принял участие депутат Государственной Думы РФ, член регионального штаба Общеросийского Народного Фронта в Ярославской области Александр Грибов.
Темой для обсуждения стали предлагаемые изменения и дополнения в Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
- В области под патронажем членов Палаты была проведена и продолжается большая работа по увековечению памяти погибших воинов и приведению в порядок воинских мемориалов. Данные мероприятия должны проводится систематизировано, с закреплением ответственных, - отметил Александр Грибов.
В обсуждаемом законопроекте закреплена ответственность за органами исполнительной власти субъектов в поисковой работе и за сохранностью воинских мемориалов и захоронений, а также за органами местного самоуправления, что позволит решать вопросы по финансированию работ. В предложениях, вносимых в законопроект, учитывается региональная практика, где данная работа выполняется на достаточно высоком уровне.
Александр Грибов также проинформировал участников заседания о том, что в ближайшее время будут приняты выдвинутые Общероссийским Народным Фронтом поправки в Закон о статусе Вечных огней и огней Памяти.
В частности, предлагается рассматривать проблему не только относительно воинских захоронений, но и военно-мемориальных объектов, а именно памятников и обелисков. Кроме того, требуется более четко регламентировать порядок учета воинских захоронений, принять единую форму паспорта и на воинские захоронения и на мемориалы.
Участники заседания предложили также отразить в Законе критерии определения «погибший при защите Отечества», так как в настоящее время имеется противоречие: погибшие военнослужащие внутренних войск в ходе боевых действий на Северном Кавказе не учитываются.
Председатель ОПЯО Сергей Березкин:
- В Ярославской области всего 75 могил Героев Советского Союза и Героев России. Необходимо назначить органы местного самоуправления ответственными за их содержание, независимо от того погибли наши соотечественники в ходе боевых действий или после них. Юридическое закрепление позволит решать вопросы по финансированию этих работ.
От регионального отделения Российского Союза ветеранов Афганистана были внесены следующие предложения:
1). Необходимо рассматривать проблему не только относительно воинских захоронений, но также и военно-мемориальных объектов, по сути являющихся важнейшим символом увековечения памяти погибших при защите Отечества. Так, например, в большинстве сельских поселениях именно памятники и обелиски с именами погибших односельчан являются реальными носителями понятия «увековечение памяти погибших при защите Отечества».
2). Требуется более чётко регламентировать порядок учёта воинских захоронений. В ст. 5 Закона № 4292-1 указано, что «на каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт». Во-первых, что имеется в виду под термином «мемориальный знак»? Во-вторых, в военных комиссариатах на воинские захоронения ведутся установленные соответствующей директивой Генерального штаба Минобороны РФ «учётные карточки», а не «паспорта». Требуется единое понимание в этом вопросе, единые формы паспорта и на воинские захоронения и на военно-мемориальные объекты.
3). Требуется чётко отразить в Законе критерии определения «погибший при защите Отечества». На сегодняшний день в органах военного управления (военкоматах) ведутся учётные карточки только на погибших из числа военнослужащих Минобороны России, а погибшие военнослужащие внутренних войск, милиции (ОМОН, СОБР и т.п.) в ходе боевых действий на Северном Кавказе не учитываются.
4). Требуется установить особый статус и обязанности органов местного самоуправления по благоустройству и содержанию могил Героев Советского Союза, Героев России независимо, погибли они в ходе боевых действий или после них. Данные граждане имеют особые заслуги перед Отечеством. Фактически в муниципальных районах над могилами лиц указанной категории шефствуют муниципальные учреждения, школы и т.д. Данное положение требует юридического закрепления, что позволит решать вопрос и по финансированию работ.
5). Требует регламентации порядок издания книг Памяти. В Законе № 4292-1 нет чёткой регламентации порядка издания. Ст. 11 возлагает различные функции «оказания помощи», «участия» в издании книг на различные структуры, но не определена организация или орган власти, отвечающие в целом за издание книг Памяти.
Вторым вопросом участники заседания обсудили развитие волонтерского движения в Ярославской области. Вера Даргель, представитель регионального штаба Общеросийского Народного Фронта в Ярославской области, член комиссии рассказала об основных направлениях волонтерской деятельности, среди которых: социальное направление (помощь социально незащищённым категориям населения), патриотическое направление, событийное волонтёрство, спортивное волонтёрство, экологическое направление, оказание помощи в приютах для животных и т.д. Одним из значимых событий стало создание в 2016 году регионального отделения всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», численность которого насчитывает более 1000 человек.
В рамках деятельности отделения «Волонтёры Победы» молодежь активно участвует в оказании адресной помощи ветеранам ВОВ, благоустройстве воинских захоронений, сопровождении парадов Победы в муниципальных районах и пр.
Члены комиссии по патриотическому воспитанию предложили совместное участие ветеранов и молодежи в мероприятиях волонтёров патриотической направленности.
Источник: сайт ОП ЯО