БОВИН Николай Александрович родился 25 апреля 1965 г. в д. Медведево Тутаевского района.
Окончил Чебаковскую среднюю школу и ГПТУ-5 в Ярославле. Работал помощником машиниста тепловоза в депо «Ярославль-Московский».
Учился с большим желанием. Много читал книг, любил историю и рисование.Был победителем конкурса «Лучший по профессии».
Николай серьезно готовил себя к службе в армии. Занимался классической борьбой и боксом.
27 октября 1983 года был призван в погранвойска Тутаевским ОГВК.
С 1984 г. по апрель 1985 г. выполнял боевые задачи в Афганистане в составе десантно-штурмовой маневренной группы (ДШМГ) Восточного пограничного округа (35-й Мургабский пограничный отряд, в/ч 9820) сапером.
Неоднократно участвовал в боевых операциях, рейдах.В сложных условиях, нередко под огнем противника, обезвредил десятки мин.
Выполняя боевую задачу, 25.04.1985 был тяжело ранен. Скончался в госпитале 06.05.1985.
Похоронен на кладбище дер. Никола-Заболотье Тутаевского района.
Награжден орденом Красного Знамени (посмертно).
В музее профессионального училища № 5 создана экспозиция о выпускниках воинах-интернационалистах Николае Бовине, Сергее Красильникове, Александре Малинине.
Из воспоминаний сослуживцев Николая Бовина из Восточной ДШМГ:
"...Николай был смертельно ранен во время "Ванчской" операции, название кишлака не запомнили, на той стороне Пянджа, недалеко от Калай-Хумба, что подтверждается и тем, что свидетельство о смерти погибших (из группы на этой операции погибло трое пограничников) выдано в Калай-Хумбе, причина смерти - огнестрельное ранение...
При десантировании они были высажены в непосредственной близости от бандгруппы... чуть ли им не на голову. После продолжительного тяжелого боя было решено запросить помощь с воздуха. В бою Николай был прошит пулеметной очередью. Скончался несколькими днями позднее в госпитале...".
Из воспоминаний однополчанина Н.Бовина
- Игоря Борисовича Щепилова:
"...С Николаем Бовиным, я был хорошо знаком. Мы с ним одного призыва осень 1983 года. Примерно в одно время пришли служить в Восточную десантно-штурмовую группу. Вместе принимали участие в боевых операциях.
Это был замечательный парень, весёлый, общительный. Отлично овладел воинской специальностью сапер. В трудную минуту всегда можно было рассчитывать на его помощь. На счету Николая Бовина десятки обезвреженных душманских мин, более двух десятков сложнейших боевых выходов.
Николай зарекомендовал себя надежным и умелым бойцом.
День гибели Николая я помню и сейчас, как будто это было вчера. Постараюсь восстановить момент гибели Николая.
Но начну с того, что 25 апреля 1985 года Николаю исполнилось 20 лет. За несколько дней он получил из дома посылку к дню рождения, в этой посылке родители прислали Николаю подарок к дню рождения, наручные часы. Он был очень доволен этим подарком. Всем его показывал. Перед посадкой в вертолет мы поздравили Николая с днем рождения.
Итак, 25 апреля 1985 года Восточная ДШ приступила к осуществлению операции по очистке от бандитских формирований Ванчской долины. Эта долина выходила прямо к государственной границе Советского союза, и бандитские формирования неоднократно подвергали обстрелу дорогу Хорог – Душанбе и мирное советское население.
Надо отметить, что данный район был очень хорошо укреплен душманами, каждая тропа была хорошо пристреляна, а на самых удачных участках были оборудованы ДОТы и укрепления.
В 9 часов 30 минут началось десантирование ДШ на территорию занятую душманами. Высадка происходила на разные площадки с вертолетов. Каждый вертолет брал на борт не более 6-7 бойцов.
Нашей боевой группе была поставлена задача высадиться в укрепрайоне противника и захватить плацдарм, для успешной переброски других подразделений. В состав нашей группы и входил Николай.
При высадке наша группа сразу попала под интенсивный огонь противника, дом из которого велся прицельный пулеметный огонь, был блокирован с двух сторон, однако духи не собирались сдаваться.
Вокруг щелкали пули, мы заняли оборону и приступили к подавлению огневых точек противника. Через несколько минут, мы услышали крик, увидели, что Николай лежит на земле.
Сразу бросились к нему, сделали укол промедола, чтобы снять болевой шок. Начали осматривать Николая, первым делом бросилась в глаза зияющая рана на левой руке, в том месте, где находились часы, их разнесло в дребезги. Вторая пуля попала Николаю в живот.
Срочно вызвали вертолет, благо, что высадка десанта продолжалась и один из пустых бортов сел на нашу площадку, и мы погрузили Николая в него и отправили в Союз. Через некоторое время нам сообщили, что в госпитале Николай умер от полученных ран.
В том бою погиб ещё один наш боевой товарищ, пулеметчик Агафонов Геннадий, также как и Николай умер в госпитале.
Пусть память о наших боевых друзьях вечно живет в сердцах людей.
Нельзя забывать историю страны, в которой ты живешь. И как бы не пытались очернить эту историю, правда жива пока о ней помнят и в нее верят".